Правильный режим жизни малыша - это основа основ для правильного и полноценного развития ребёнка. Очень важное значение для детей имеет сон. В период бодрствования головной мозг, его многочисленные клетки возбуждаются поступающими в него извне сигналами-раздражениями. Это утомляет клетки головного мозга и постепенно возбуждение сменяется торможением. Во время сна клетки головного мозга ребёнка восстанавливают свою работоспособность. Продолжительность сна ребёнка напрямую зависит от его возраста. Новорожденный спит едва ли не сутками, - так мозг ребёнка защищает себя от внешнего мира - это охранный режим. Но постепенно периоды бодрствования удлиняются и, если режим соблюдается верно, то уже к концу второго месяца жизни потихоньку начинает формироваться ритмичность смены сна и бодрствования. Безусловно, сон детей раннего возраста лучше на свежем воздухе, скажем, в комнате с широко открытыми окнами, на веранде - прохладный свежий воздух исключительно хорош для быстрого засыпания ребёнка.
Кормление ребёнка надо проводить сразу же после сна. Выспавшийся и сытый ребёнок весел и спокоен, хорошо играет. При недосыпании и бессистемном кормлении дети становятся капризными, часто плачут, плохо кушают, возбуждаются. Вот примерный режим для детей в возрасте от 1 года до 2 лет.
6.00 - 7.00 - пробуждение, туалет (т.е.усаживание на горшок, умывание, одевание), игра до завтрака. 7.30 - 9.00 - завтрак, игры. 9.00 - 9.30 - туалет перед сном. 9.30 - 12.00 - первый сон на открытом воздухе. 12.00 - 14.30 - пробуждение, туалет, обед и игры. 14.30 - 15.00 - туалет, укладывание. 15.00 - 16.00 - второй сон на воздухе. 16.00 - 18.30 - пробуждение, туалет, полдник, игры. 18.30 - 19.30 - ужин, приготовление ко сну. 19.30 - 20.30 - укладывание ребёнка. 20.30 - 6.30 - ночной сон.
Детей раннего возраста можно условно разделить на три возрастные группы: от 2 до 10 месяцев - назовём её младшей возрастной группой; от 10 месяцев до 1 года 7 месяцев - средняя группа; и от 1 года 7 месяцев до 3-х лет - старшая группа. Режим жизни ребёнка зависит от возраста его и от состояния здоровья и развития. Слабым детям с пониженным питанием назначают режим предыдущей возрастной группы. Например, ослабленным детям из старшей возрастной группы назначается режим, рекомендованный для детей средней возрастной группы.
При составлении режима для детей в возрасте от 2 до 10 месяцев надо исходить из того, что детей до 5 месяцев кормят 6-7 раз, т.е. через 3-3,5 часа, спать они должны днём 3 раза по 2 часа; с 5 месяцев дети получают питание уже 5 раз, через 4 часа, спят днём 3 раза по 1,5-2 часа. Дети средней группы спят днём 2 раза по 1-1,5 часа. Иногда детей старше 1 года 2 месяцев переводят на однократный дневной сон продолжительностью 2,5-3 часа; ночной сон длится 10-11 часов. Для детей в возрасте от 1 года 7 месяцев до 3 лет устанавливают специальный режим, который устроен таким образом, чтобы дети в возрасте от 1 года 7 месяцев до 2 лет спали в течение суток не менее 13 часов, а старшие дети - 12-12.5 часа. Режим питания 4-разовый с промежутками в 3,5-4 часа.
Таким образом, по мере увеличения возраста количество часов бодрствования постепенно возрастает. Эти промежутки между сном и кормлением должны быть заполнены интересными играми, способствующими физическому и умственному развитию ребёнка. Для детских игр надо иметь достаточное количество игрушек. Мебель должна соответствовать росту детей.
Вы и не заметите как возникнет необходимость думать над режимом для ребёнка уже не 3-хлетнего, а, скажем, 5-ти летнего. При формировании режима для детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет следует исходить из тех соображений, что для них необходимы 4-разовое питание и 2-хчасовой дневной сон. А после завтрака и после полдника необходимы 2-хчасовые прогулки на свежем воздухе. Ночной сон с половины девятого вечера до половины восьмого утра. Для того, чтобы ребёнок рос и развивался здоровым (и организованным, собранным), надо кормить ребёнка строго в одни и те же часы. Ведь если будут соблюдаться точные часы приёма пищи, то перед едой у ребёнка появляется аппетит и в желудке начинает вырабатываться желудочный сок с пищеварительными ферментами. И вообще все органы и системы, как сложнейший музыкальный инструмент, готовы к акту приёма пищи. Если бы вы только знали - как это важно!
Выполнение ребёнком установленного режима всегда приучает его к самодисциплине, к порядку и аккуратности. Он всегда организован и собран. Не следует забывать о выработке у ребёнка гигиенических навыков, к соблюдению которых надо приучать с самого раннего возраста. Родители должны напоминать детям не только о мытье рук перед едой и после посещения туалета и общественных мест, но и о пользовании носовым платком, о том, что при чихании или при кашле надо отворачиваться от окружающих людей и закрывать рот рукой или платком (а потом неплохо бы сказать слово "извините"). После еды тоже надо мыть руки.
Учите своего ребёнка правильному пользованию ложкой, вилкой, салфеткой, как правильно держать кружку. В этом возрасте всё усваивается играючи и легко. А вот когда этому приходится учиться уже в боле старшем возрасте - это всегда напрягает подростка или уже взрослого человека, вызывая срывы в деятельности центральной нервной системы. И вообще у воспитанного с ранних лет ребёнка гораздо меньше шансов стать в последующем пьяницей, наркоманом или иным асоциальным элементом - помните, пожалуйста, об этом. Именно в этом возрасте и происходит выработка социального иммунитета у ребёнка, который впоследствии не позволит ему уйти в подворотню, примкнуть к хулиганским дворовым компаниям (я подчёркиваю - к хулиганским компаниям). Ребёнок вырастает самодостаточным и сильным. Это очень важно! И не забывайте приучать ребёнка к тщательному пережевыванию пищи с закрытым ртом. Сделайте всё для того, чтобы у ребёнка было стойкое неприятие приёма пищи из общей посуды - только из отдельной!
В возрасте 5-6 лет ребёнок должен правильно владеть вилкой и ложкой, свободно пользоваться салфеткой, а закончив приём пищи и встав из-за стола - тихо задвинуть за собой стульчик. Если вы всё сделаете правильно - то в будущем избавите себя и своих детей от очень многих серьёзных проблем. Успехов Вам в воспитании тех, кто заменит нас на нашей родной земле.
Источник: "Планета Здоровья"; автор: Доктор Хорошев. |