Наряду с классическими причинами различных заболеваний, распространены несчастные случаи, которые встречаются все более часто и требуют неотложного лечения и помощи, оказываемых любым взрослым, который оказался поблизости.
Изложенные схематически простые и неотложные меры, могут спасти жизнь ребенка при несчастных дорожных поражениях, электротоком, утоплениях, ожогах или отравлениях.
Перечисленные мероприятия являются по-настоящему действенными, и их следует хорошо знать; все остальные меры лечения, специфические для каждого случая в отдельности будут применены затем в больнице врачом.
Немедленный диагноз и неотложное лечение
Для неотложного диагноза достаточные следующие меры:
а) Осмотр: существуют ли открытые раны и видимые кровотечения? Существуют ли дыхательные движения? Находится ли ребенок в сознании, и появились ли признаки коллапса (бледность кожных покровов, потение)?
б) Пальпация для констатации наличия и качества пульса (прощупывается выше кисти или в области сонной артерии на шее).
в) Выслушивание. Выслушивается грудная клетка для того, чтобы проверить наличие дыхания и движений сердца.
В случае пребывания детей в тяжелом состоянии и при опасности смерти, у которых сознание отсутствует, следует осуществить следующее:
а) правильно уложить больного;
б) поддержать дыхание;
в) поддержать кровообращение и лечить шок (реанимация кровообращения);
г) прекращение кровотечения, наложение перевязки;
д) предупреждение столбняка (если пострадавший от происшествия ребенок был перенесен на место оказания первой помощи в диспансер, больницу и т. д.);
е) срочная транспортировка пострадавшего (немедленно, в соответствующем положении).
Положение больного
Первое мероприятие касается надлежащего подхода кислорода в мозг и снабжения крови кислородом. Если прекращение дыхания продолжается больше 3 минут, отсутствие кислорода в крови вызывает наступление коллапса (падение) кровообращения, что в свою очередь, спустя 2-3 минуты, вызывает необратимые и окончательные поражения мозга. Следовательно, в распоряжении всего 5-6 минутами для того, чтобы осуществить действенную реанимацию.
Пострадавшего укладывают головой ниже остальной части тела, что облегчает приток крови к мозгу. При помощи указательного пальца удаляются возможные посторонние тела, попавшие в рот и глотку. Потерявшего сознание ребенка укладывают в боковое положение - на одной стороне - или на живот для того, чтобы возможно устраняемая жидкость (рвоты, носовая слизь или кровь) были бы удалены самопроизвольно. В то же время при помощи этого положения можно избежать закупорки верхних воздухоносных путей вследствие западения языка и нижней челюсти назад. Аспирация жидкостей из ротовой полости может быть произведена и при помощи простого резинового или пластмассового катетера. В последнее время наборы инструментов для оказания срочной помощи, которые могут быть у автомобилистов, включают специальный катетер для аспирации.
В случаях открытого пневмоторакса (проникновения воздуха в грудную полость при тяжелых ранениях грудной клетки), что сопровождается вытеканием крови, содержащей воздушные пузырьки, края существующей раны следует сблизить и тесно сжать полоской лейкопластыря.
Поддержание дыхания необходимо всякий раз, когда дыхание нарушено, что распознается на основании:
- снижения или прекращения движений грудной клетки и силы дыхания (пострадавший может только шептать);
- болезненное дыхание - признаки асфиксии (удушения), трудности или полное прекращение дыхания;
- цианоз слизистых оболочек губ, конечностей или общее посинение;
- состояние забытья; расстройства сознания или полная потеря сознания.
Если, несмотря на проходимость верхних дыхательных путей, спонтанное дыхание не является быстрым и достаточным, речь идет о центральном параличе дыхания (тяжелая травма черепа, отравление и т. д.) и необходимо немедленно начинать искусственное дыхание, так как в случае прекращения дыхания, необратимые поражения мозговых клеток наступают спустя 3-4 минуты и обусловливают смерть спустя приблизительно 8 минут.
Практический опыт и экспериментальные исследования доказали, чти все условные методы искусственного ручного дыхания у больных, потерявших сознание, не обеспечивают действенную вентиляцию; наоборот, дыхание при помощи метода инсуфляции (или метода "рот в рот"), который состоит во вдувании воздуха, полученного путем выдоха реаниматора в легкие пострадавшего лица, обеспечивают действенную вентиляцию легких и может быть применено в любой момент без всякого помощника. Концентрация кислорода в воздухе, который выдыхается (16%) достаточна для надлежащего снабжения кислородом крови больного.
При искусственном дыхании "рот в рот", примененном у ребенка, существуют благоприятные условия благодаря тому, что реаниматор может охватить как рот, так и нос ребенка, осуществляя действенную гипервентиляцию без очень быстрого утомления.
Метод респирации: ребенка укладывают на спину или на бок, а реаниматор кладет свою руку на лобик ребенка (на участок головы, покрытый волосами), а другую руку - под нижнюю челюсть, осуществляя таким образом сгибание головы к затылку и поднятие нижней челюсти. В этом положении дыхательные пути открываются, а рот пострадавшего остается закрытым.
Инсуфляция - вдувание: реаниматор делает глубокий вдох, плотно охватывает ртом нос и рот ребенка (у большого ребенка только нос) и под небольшим давлением вдувает выдыхаемый им воздух.
Выдох. Реаниматор отдаляется от больного и дыхание происходит спонтанно; о чем можно судить по опусканию грудной клетки и стенки живота, а у грудных детей отмечается только движение живота, так как горизонтальное положение ребер можно считать физиологическим, а физиологическое дыхание происходит почти исключительно при помощи дыхания брюшного типа.
Количественное определение объема дыхания. Детям производят инсуфляцию небольшим объемом воздуха под малым давлением и с большой частотой: у грудного, малого ребенка и у ребенка школьного возраста производится одна инсуфляция каждые 2 секунды, а у ребенка свыше 14 лет и у взрослого лица рекомендуется инсуфляция каждые 3 секунды. Может случиться, что инсуфляция является сильной и весьма частой; в случае, когда воздух проникает также и в желудок, ребенка укладывают на бок и слегка надавливают рукой на верхнюю область живота.
Искусственное дыхание может производиться также и при помощи специального аппарата или при помощи носоглоточного катетера, которые по существу не улучшают техники дыхания, а позволяют только избежать некоторой стесненности гигиенического порядка для реаниматора.
Искусственное дыхание при помощи пузыря и лицевой маски является более сложным мероприятием и применяется обычно только в больницах. |